- Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять). Тео (значения).
Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России.
- Идеократия
- Изократия
- Клептократия
- Коммуна
- Корпоратократия
- Критархия
- Марионеточное государство
- Матриархат
- Меритократия
- Милитократия
Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органовгосударственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
- Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
- Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форму правления не следует путать сформой государственного устройства иполитическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описываютформу государства.
Форма правления показывает:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия междугосударственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода киндустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия[2], — словом, как устроено разделение властей.
Синий — президентские республики, полное руководство исполнительной властью президентом, президент является главой правительства
Зелёный — президентские республики, но исполнительная власть президента зависит от парламента
Жёлтый — смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) — правительство подотчётно парламенту и президенту, парламент влияет на выбор главы правительства президентом
Оранжевый — парламентские республики, парламент формирует правительство
Красный — парламентарные конституционные монархии, парламентформирует правительство, а монарх не обладает реальной властью
Лиловый — конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте
Фиолетовый — абсолютные монархии
Коричневый — республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией
Оливковый — государства, где не существует основного закона по правительству
Серый — государства, не подходящие ни к одному из выше приведённых определений
*Эта карта показывает формы правления de jure, а не de facto
*Некоторые государства, которые по конституции являются многопартийными, с демократической процедурой формирования власти, могут оцениваться какавторитарные, с доминированием исполнительной власти