ВЕБ-АНАЛИТИКА ВИКИПЕДИЯ
Веб-аналитика (англ. Web analytics) — система
измерения,
сбора,
анализа,
представления
и интерпретации
информации о посетителях веб-сайтов с целью их улучшения и оптимизации.
Основной задачей веб-аналитики является мониторинг посещаемости веб-сайтов,
на основании данных которого определяется аудитория сайта и изучается поведение посетителей для принятия решений
по развитию и расширению функциональных возможностей веб-ресурса.
Веб-аналитика позволяет не только работать над улучшением сайтов,
но и проводить работы по оптимизации бюджета на онлайн-продвижение.
- 1 История веб-аналитики
- 2 Область применения
- 3 Методы веб-аналитики
- 4 Инструменты веб-аналитики
- 4.1 Сравнение лог-анализаторов и счетчиков
- 4.2 Анализаторы логов
- 4.3 Счетчики-рейтинги
- 4.4 Системы интернет-статистики (устаревшее название — счетчики-трекеры)
- 4.5 Системы интернет-статистики с детализацией по просмотрам страниц
- 4.6 Системы интернет-аналитики с детализацией поведения посетителя на странице
- 4.7 Диспетчер тегов
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Литература
- 8 Ссылки
1 История веб-аналитики
В 1990 году вместе с рождением HTTP-протокола началась эра веб-аналитики. Стала возможной запись взаимодействия пользователей и сервера в лог-файлы. Каждый раз, когда пользователь Интернета вызывает HTML-элемент, в лог-файл записывается строка - хит. С ростом посещаемости владельцы сайтов стали получать слишком много хитов, лог-файлы увеличивались в размерах. Нужен был способ анализа таких объемов данных.
Начало коммерческой веб-аналитики можно считать создание компании WebTrends в 1993 году[1]. [значимость факта?]
В 1995 году была создана система Analog - первая бесплатная система анализа лог-файлов. Analog позволял генерировать отчеты из лог-файлов, обладал понятной документацией и возможностью графической интерпретации данных. Наконец веб-аналитикой смогли заниматься не только программисты, но и профессиональные маркетологи.
Со временем страницы стали содержать большее число элементов - загрузка какого-то элемента перестала означать загрузку страницы. Возник новый метод сбора информации о посещении страниц - javascript теги, ставший наиболее распространенным с развитием сетей. Яваскрипт теги внедряются владельцем на все страницы сайта. При загрузке страницы выполняется тег - собирает информацию о визите пользователя и сохраняет в базу данных.
В 2005 году Google создала свою систему веб-аналитики Google Analytics, скупив[2] компанию Urchin Software Corporation и её проект Urchin.
В 2006 году стартовал анализ поведения посетителей на странице. Стала вестись запись поведения посетителя на странице. Формироваться карты кликов и скроллинга. Веб-анализ перестал быть только количественным, но и стал качественным.
2 Область применения
Веб-аналитика помогает во многих аспектах развития сайта и онлайн-продвижения. Вот основные из них:
- Развитие функциональности сайта на основании тенденций в поведении посетителей
- Оценка эффективности рекламных кампаний и поискового продвижения в интернете
- Выявление проблемных мест в структуре, навигации и контенте сайта
- Оптимизация продуктовой линейки, представленной на сайте
Статистика посещаемости разделов и веб-страниц сайта позволяет понять:
- количество просмотренных веб-страниц,
- ключевые слова и фразы, по которым посетители находят сайт в поисковых системах,
- географию посетителей,
- время, проведенное на веб-странице посетителем,
- переходы между веб-страницами,
- аудиторию сайта (случайные, постоянные посетители и т. д.)
- удобство навигации сайта для посетителей и т. д. ;
3 Методы веб-аналитики
- Анализ посещаемости сайта: статистика, тенденции, абсолютные и относительные показатели
- Анализ данных из электронной торговли: средний чек, популярные товары, доход в разрезе каналов привлечения трафика
- Анализ юзабилити: анализ плотности щелчков, конверсионных путей посетителей по сайту, анализ скроллинга
- Анализ поведения посетителей на странице: взаимодействие с формами, совершение микро и макро конверсий
- Бенчмаркинг. Сравнение с общими тенденциями и с конкурентами с помощью независимых платформ (Alexa, GemiusAudience, Google Trends)
- Сквозная аналитика. Отслеживание полного пути пользователя от просмотра рекламы и до завершения сделки, а также повторных продаж.
4 Инструменты веб-аналитики
Собирать статистику можно с помощью:
- Счетчиков — это внешние программы. Для получения статистики на веб-страницы сайта устанавливается небольшой фрагмент кода (обычно 1-2 килобайт). Смысл в том, что при входе на сайт браузер грузит картинку, которая размещена на сайте сбора информации. Данные о загрузках счетчика заносятся в базу данных, которая может размещаться на сервере поставщика услуги сбора и обработки статистики, и затем просматриваются, например, на его сайте.
- C помощью лог-анализаторов - внутренние программы, собирающие накопленные сервером данные.
4.1 Сравнение лог-анализаторов и счетчиков
Лог-анализаторы позволяют собирать статистику ничего не меняя на сайте. Веб-сервер самостоятельно создает лог-файлы и сохраняет их на сервер. Данные хранятся на серверах компании в стандартном формате. Это позволяет компаниям создавать свои программы для анализа данных, переходить на обновления именно в тот момент, когда им это необходимо. В лог-файлах содержится информация о поведении поисковых роботов, что позволяет грамотно оценить работы по SЕО оптимизации.
Счетчики засчитывают открытие страницы только после ее загрузки. Благодаря этому они могут учитывать посещение кешированных страниц, что невозможно осуществить с помощью лог-анализаторов. Можно получить доступ не только к стандартной информации по посещениям, но и к числу покупок, кликам по определенным кнопкам и тому подобное. Компании, у которых нет в наличие серверов, могут хранить информацию для веб-аналитики, если используют счетчики. Счетчики в настоящий момент являются стандартом веб-аналитики.
4.2 Анализаторы логов
Основная статья: Лог-анализатор
4.3 Счетчики-рейтинги
Дают количество посетителей за день, неделю, месяц, за всю историю.
4.4 Системы интернет-статистики (устаревшее название — счетчики-трекеры)
Дают суммарную информацию по посещениям, выбранным по некоторому срезу, заданному пользователем.
4.5 Системы интернет-статистики с детализацией по просмотрам страниц
Кроме суммарной информации, дают информацию по просмотрам страниц внутри каждого посещения.
4.6 Системы интернет-аналитики с детализацией поведения посетителя на странице
Дают максимально возможную детализацию с возможностью просмотра всех действий посетителей: движений мыши, кликов, нажатий клавиш и т. д.. По собранной поведенческой информации строятся отчеты в виде карт активности посетителей на странице.
- Яндекс.Метрика
- SpyBOX
4.7 Диспетчер тегов
Позволяет только один раз вставить код на сайт, а все остальные манипуляции, затрагивающие изменение кода на сайте, проводить внутри себя. Упрощает процесс установки счетчиков и иных следящих элементов (маячков, следящих пикселей) на сайт.
- Google Tag Manager (англ.)русск.
5 См. также
6 Примечания
- ↑ История веб-аналитики — История веб-аналитики, Clicktal'e digital customer experience suite. {{подст:не АИ}}
- ↑ Google to buy Web analytics firm Urchin Search giant acquires company that helps sites understand customer behavior. (англ.), Cnet, Reuters (April 27, 2005). Проверено 13 августа 2016.
7 Литература
- Брайан Клифтон. Google Analytics для профессионалов, 3-е издание = Advanced Web Metrics with Google Analytics, 3rd ed.. — М.: «Диалектика», 2012. — 608 с. — ISBN 978-5-8459-1797-3.
- Авинаш Кошик. Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики = Web Analytics 2.0: The Art of Online Accountability and Science of Customer Centricity. — М.: «Диалектика», 2011. — С. 528. — ISBN 978-5-8459-1667-9.
- Джерри Ледфорд, Мэри Э. Тайлер. Google Analytics 2.0: анализ веб-сайтов = Google Analytics 2.0. — М.: «Диалектика», 2008. — С. 368. — ISBN 978-5-8459-1415-6.
- Яковлев А.А. Довжиков А.А. Веб-аналитика: основы, секреты, трюки. — СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — С. 272. — ISBN 978-5-9775-0499-7.
- Марк Хасслер. Веб-аналитика = Web Analytics. — М.: Эксмо, 2010. — С. 432. — ISBN 978-5-699-36444-2.
- Мелихов Д.С Сарматов И.И. Веб-аналитика: шаг к совершенству. — К.: Аналитик Интеллект Сервис, 2010. — С. 112.
8 Ссылки
- Counters and Trackers в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz) (англ.)
- Log Analysis в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz) (англ.)
- Стратегическая веб-аналитика - статья на русском.