AMWAY ВИКИПЕДИЯ
Amway
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Amway | |
Тип | Частная компания |
---|---|
Основание | 1959 |
Основатели | Ричард Девос, Джей Ван Андел |
Расположение | Эйда, штат Мичиган(США) |
Ключевые фигуры | Стив Ван Андел (глава правления), Даг Девос (президент) |
Отрасль | Торговля |
Продукция | Потребительские товары |
Операционная прибыль | 9,5 млрд долларов (2015)[1] |
Число сотрудников | 21 000 |
Материнская компания | Alticor |
Сайт | www.amway.com |
Amway на Викискладе |
Amway (сокр. от англ. American Way of Life — «американский образ жизни»[2]) — компания в США, входящая с 2000 года в корпорацию Alticor. Компания занимается производством и продажей средств личной гигиены, бытовой химии, косметических средств, биологически активных добавок к пище, фильтр для воды, посуда для индукционных плит и др. Для продвижения товаров используются технологии прямых продаж и сетевого маркетинга с многоуровневой системой компенсаций.
Содержание
- 1История
- 2Информация о продукции компании
- 3Принципы бизнеса
- 4Критика
- 5Спонсорская деятельность
- 6Примечания
- 7Литература
- 8Ссылки
История
- 1959 — Ричард ДеВос и Джей Ван Андел[en] создают Amway Sales Corporation и Amway Services Corporation[3]. Первым товаром, продажу которого наладили партнёры, стало многофункциональное жидкое чистящее средство L.O.C. (Liquid Organic Cleaner).
- 1959 — через компанию JaRi Ричард ДеВос и Джей Ван Андел приобретают Eckle Company — производителя L.O.C. (прежнее название «Frisk»), переводят компанию в Эйду, штат Мичиган и переименовывают её в Amway Manufacturing Company[3].
- 1963 — в ноябре JaRi Corporation переименована в Amway Corporation[3].
- 1964 — 1 января Amway Sales Corporation, Amway Service Corporation и Amway Manufacturing Corporation объединены в Amway[3].
- 2009 — завершен переход с бренда Quixtar на бренд Amway Global.
По оценке журнала Forbes[4], в 1996—2000 и 2009 году компания Amway достигла следующих показателей деловой активности:
Год | Товарооборот, млрд $ | Рейтинг среди частных компаний США | Численность персонала |
---|---|---|---|
1996[5] | 5,352 | 24 | 14 000 |
1997[6] | 5,78 | 22 | 13 000 |
1998[7] | 2,9 | 41 | 14 000 |
1999[8] | 3,0 | 37 | 10 000 |
2000[9] | 3,5 | 39 | 8 200 |
2009[10] | 8,40 | 32 | 13 000 |
В данный момент компанией управляет второе поколение основателей. Это Даг ДеВос[en] и Стив Ван Андел (Steve Van Andel).
Показатели деятельности Amway в России
2008 год
По данным рейтинга «Финанс-500», российское подразделение Amway — ООО «Амвэй» — достигло следующих показателей в 2008 (в сравнении с 2007 годом)[11]:
Место/изменение | Выручка, млрд руб./динамика, % | Операционная прибыль, млрд руб./динамика, % | Чистая прибыль, млрд руб./динамика, % | Активы, млрд руб./динамика, % | Собственный капитал, млрд руб./динамика, % |
---|---|---|---|---|---|
360/+33 | 14,924/+31 | 0,327/-78 | −0,309 | 3,629/+39 | 0,096/-83 |
Информация о продукции компании
В январе 2009 года компания Amway отозвала около 530 тыс. батончиков «Nutrilite energy bars» и «Amway XS energy bars», распространяемые за пределами РФ, в связи с тем, что поставщик сырья (арахисовой пасты) «Американская арахисовая корпорация» отозвала свою продукцию, поскольку та могла быть инфицирована сальмонеллой[12][13].
Принципы бизнеса
Продукцию, предлагаемую Amway, можно приобрести только с помощью НПА (Независимый Предприниматель Амвэй)[14], продукцию Nutrilite в России в торговых центрах компании или в точке розничных продаж Nutrilite. В России НПА могут приобрести продукцию в торговых центрах компании, в точке розничных продаж Nutrilite, через сайт Amway (кроме продукции Nutrilite), заказав по телефону, факсу или электронной почте[15]. В России посетители сайта могут заказать продукцию (кроме продукции Nutrilite) у НПА, зарегистрировавшись клиентом одного из НПА на сайте. Покупатели могут заказывать продукцию у НПА с доставкой[16], компания организует доставку продукции для НПА по их заказам.
Для того, чтобы стать НПА в России, необходимо заплатить за обе части двухуровневого стартового набора Amway[17].
Стоимость первого стартового набора — 150 руб., приобретается кандидатами у НПА, содержит необходимую литературу о бизнесе Amway и договор НПА. Стоимость второго стартового набора — 1400 рублей) он приобретается новыми НПА в торговых центрах ООО «Амвэй» одновременно с первым заказом, либо заказывается через вышестоящего спонсора НПА. Этот набор необходимо приобрести в течение 90 дней с момента регистрации[17].
НПА привлекает в бизнес новых людей, для которых он становится информационным спонсором[17]. НПА не являются сотрудниками Amway[18]. Компания предоставляет возможность создания НПА международного бизнеса Amway[15]. В договорные обязательства НПА входят правила ведения бизнеса и деловой этики[19].
Стимулирование расширения продаж осуществляется при помощи «Плана Amway по продажам и маркетингу». В плане используются следующие обозначения[20]:
- баллы (PV) — численное значение, установленное для продукта и определяющее размер различных вознаграждений в виде процента от оборота;
- величина оборота (BV) — это присваиваемая продукту денежная величина, на основе которой определяется сумма вознаграждения НПА. Текущий курс в России соответствует 57 рублям без НДС. Этот курс может изменяться Amway.
Планом предусмотрены:
- вознаграждение за личный оборот: Amway выплачивает НПА вознаграждение, исходя из объёмов продаж клиентам;
- вознаграждение за оборот группы: НПА может получить дополнительное вознаграждение на основании дополнительных баллов, полученных за объёмы продаж, сделанных другими людьми, которых НПА представили или спонсировали в Amway. Эти люди составляют «группу» или «нижестоящую Ветвь». Выплата дополнительного вознаграждения не влияет на вознаграждение, выплачиваемое «группе», или «нижестоящей Ветви».
План не предусматривает вознаграждения просто за привлечение других людей[20]. Вознаграждения в денежном выражении выплачиваются НПА, зарегистрированным в налоговых органах; не зарегистрированным предоставляются дополнительные скидки, средства на которые в размере вознаграждения зачисляются на специальный «скидочный» счёт, открываемый компанией для НПА, и не подлежат обналичиванию.
Согласно данным, опубликованным в Times, в Великобритании и Ирландии 101 (0,25 %) из 39 тыс. НПА получали 75 % всех бонусов[21]. В России НПА уровня «платиновых» и выше — 0,46 % от общего числа НПА[22]. Около 4,5 % от общего количества НПА России занимаются реализацией продукции потребителям, остальные НПА приобретают её для собственного и семейного использования[23]. В 2005 году в США и Канаде число НПА Quixtar уровня «платиновых» и выше — 0,24 % от всего количества НПА[24].
Критика
См. также: Судебные разбирательства, связанные с компанией Amway
Дэвид Бромли
Социолог и религиовед Дэвид Бромли, специализирующийся на исследовании современных религиозных движений, называет Amway «квазирелигиознойкорпорацией»[25][26]. «Квазирелигиозные корпорации» (авторство этого термина принадлежит самому Бромли), согласно определению автора, «берут на себя обязательство восстановить утраченное единство работы, политики, сообщества и религии через создание семейных предприятий, связанных в тесную социальную сеть, символическую законную силу которым придаёт апеллирование к национализму и трансцендентальной цели. Организационные формы этих гибридных образований на уровне дистрибьюторской сети содержат элементы, свойственные не только корпорациям, но и общественным движениям, что приводит к проявлению характерных черт, которые социологи религии традиционно считают присущими сектам».
Говоря об Amway как «квазирелигиозной корпорации», Дэвид Бромли выделяет такие черты её деятельности:
- идеология трансформации жизни и поддерживающие эту идеологию ритуалы;
- особенности организационного стиля — харизматичность лидеров, «обращения в веру», тесно сплочённое корпоративное сообщество, групповая солидарность и дистанцированность от обычного общества, минимальный бюрократический аппарат, эгалитарные взаимоотношения внутри коллектива;
- постоянная напряжённость в отношениях с общественными и государственными институтами[27].
К наиболее крупным из множества подобных образований в США и Европе Бромли также относит Mary Kay Cosmetics, Herbalife, A. L. Williams Insurance[en], Tupperware, Shaklee[en] и Nu Skin[en][27]. Amway считает подобные заявления заблуждением[28].
Процесс «Округ Милуоки против Amway»
28 июля 1982 суд округа Милуоки, штат Висконсин рассмотрел дело № 589806 против Amway Corporation и четверых прямых дистрибьюторов Amway (англ. Amway Direct Distributors)[29]. Штат Висконсин (в лице уполномоченного Брюса Крэйга) обвинил дистрибьюторов в распространении информации о не соответствующих действительности, преувеличенных доходах, а также в сокрытии характера предлагаемой деятельности как участия в бизнесе Amway при проведении рекрутинговых мероприятий. По данным представленного в суде анализа деятельности прямых дистрибьюторов в период с 1979 по 1980 год«чистый годовой доход (англ. annual net incoming) 139 прямых дистрибьюторов (менее 1 % от общего числа IBO в штате) на самом деле является чистым годовым убытком (net loss) в $918». На рекрутинговых встречах ответчики сообщали о наличии возможности достижения годового дохода в 12 тыс. $ за период 3—9 месяцев при занятости 6—12 часов в неделю при показанном в анализе среднегодовом доходе НПА в штате 267 $. В суде рассматривалось высказывание одного из ответчиков на открытой встрече 27 августа 1980,[29]: «Когда вы приглашаете людей, не говорите им слишком много. Идея продуктов может отпугнуть некоторых людей. Не упоминайте Продажи, Amway, Продукцию», как рекомендация сокрытия цели встречи.
Согласно судебному решению 1979 года, компания Amway обязана сообщать данные о доходах IBO[30] либо в виде среднего дохода, либо указывая процент IBO, достигших доходов выше средних. По данным Quixtar, в 2006 году доход «активного» IBO в США и Канаде (Amway относит к ним 66 % общего числа IBO этих стран) до уплаты налогов и без учёта расходов составил $115.[31].
В Великобритании и Ирландии доходы ABO в 2008 году составили[32]:
Тип НПА | Общее количество НПА, чел. | Количество НПА, получивших доход, чел. | Минимальный доход, евро | Средний доход, евро | Максимальный доход, евро |
---|---|---|---|---|---|
Розничный консультант (англ. Retail Consultant) | 5991 | 2612 | 29 | 69 | 1098 |
Сертифицированный
розничный консультант (англ. Certified Retail Consultant) |
3993 | 2202 | 6 | 150 | 8087 |
Бизнес-консультант (англ. Bussiness Consultant) | 100 | н/д | н/д | 1482 | н/д |
Эрик Шайбелер
Эрик Шайбелер (нем. Eric Scheibeler), бывший IBO (НПА), достигший высокого уровня «изумруд — основатель бизнеса» и лично знакомый с основателем Amway Ричардом Девосом, в своей книге «Торговцы обманом» (англ. «Merchants of Deception») назвал бизнес Amway мошенничеством и сравнил организацию с сектой[33]. Шайбелер обосновывает обвинения собственным опытом и ссылается в тексте на не приложенные к книге аудиозаписи и документы. Материалы, предоставленные Шайбелером, были использованы при подготовке телевизионной передачи NBC в программе Dateline[34]. В телесюжете было показано, что некоторые IBO высокого уровня получают основной доход не от продажи продукции компании, а от выступлений на мотивационных мероприятиях для IBO, реализации IBO книг, аудио- и видеозаписей[35].
Спонсорская деятельность
США
7 декабря 2006 года компания Amway купила права на название баскетбольной арены в Орландо, где проводит свои домашние игры клуб Национальной баскетбольной ассоциации «Орландо Мэджик», которой также владеет Ричард Девос[36]. Компания заплатила 1,5 млн $ за права на название сроком на 4 года и переименовала арену в «Эмвей-арена»[37]. После того, как было объявлено, что в Орландо будет построена новая арена, компания Amway воспользовалась своим первоочередным правом стать титульным спонсором нового сооружения и 3 августа 2009 года заключила десятилетний контракт на сумму 40 млн $ о покупке права на название, дав ей имя «Эмвей-центр»[38].
27 января 2009 года Amway Global подписали трёхлетнее соглашение с футбольным клубом «Сан-Хосе Эртквейкс», став титульным спонсором команды[39] В том же году компания заключила годовое соглашение с женским футбольным клубом «Лос-Анджелес Сол»[40].
Россия
В России Амвэй (под маркой Nutrilite) являлся титульным спонсором Сибирского международного марафона[41].
Примечания
Литература
- Кэрролл Р. Т. Амвэй (Amway) // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
Ссылки
- Компании по алфавиту
- Компании, основанные в 1959 году
- Компании США
- Производители косметики и парфюмерии
- Многоуровневый маркетинг
- Прямые продажи
- Amway