Медиаве́дение — представляющаяся в виде научной дисциплиныотрасль обществоведения, которая, по существу, изучает преимущественно связь электронных средств коммуникации с обществом, экономикой, политикой, правом, в том числе способы использования средств коммуникации в этих областях. Во французском языке используется термин médialogie (les études des médias) - наука о средствах коммуникации, медиалогия. Может употребляться в значении теории воздействия средств коммуникации (англ. media theory) и означать:
- учебную дисциплину, которая изучает содержание, историю и влияние различных средств коммуникации, в том числе СМК.
- отрасль исследований, занимающуюся изучением проблем коммуникации.
Предмет этой отрасли варьируется в теоретическом и методологическом плане, но в целом может быть разделен на следующие области:
- критику художественного стиля и эстетических форм (жанр, стиль изложения, и т. д.),
- изучение производственного процесса (например, технологии и рынки),
- социологический анализ (идеологических форм получения и потребления информации и т. д.).
- экологию средств коммуникации (media ecology), изучающую воздействие средств коммуникации по принципу "фигура/фон", интегрируя все достижения в области исследования этой проблематики.
Поскольку экология средств коммуникации является наиболее плодотворным подходом к пониманию современных проблем коммуникации и до сих пор по большей части остается неизвестной в Российской Федерации, существует в качестве весьма актуальной задача безотлагательного ее освоения.
Исследования проблем коммуникации, в том числе воздействия ее электронных средств, опираются на философию, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные исследования массовой и прочей коммуникации. Исследователи используют также теории и методы культурологии, риторики, теории литературы, психологии, политологии, искусствоведения, теории кинематографа, теории информации.