Название страницы: Менеджмент знаний |
http://rtimevsem.3dn.ru/index/inzhener_znanij/0-1796 -
RTimeVsem.3dn.Ru-Сайт"обо всём" - Инженер знаний
ru.wikipedia.org/wiki/Управление_знаниями -
Менеджмент знаний (англ. knowledge management) — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.
- 1 История развития концепции управления знаниями
- 2 Знания
- 3 Виды знаний
- 4 Модель знаний
- 5 Система знаний
- 6 Ключевые понятия
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Литература
- 10 Ссылки
См. также:
- База знаний
- Креативный класс
- Интеллектуальный капитал
- Лестница наук
- Менеджмент интеллектуальной собственности
- Нематериальные активы
- Социология знания
|
|
Икуджиро Нонака была разработана спираль знаний — модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:
- социализации (превращению неявных знаний в неявные);
- комбинации (обращению явных знаний в явные);
- экстернализации (превращению неявных знаний в явные);
- интернализации (превращению явных знаний в неявные)[6].
В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование — это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация — превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.
Основное внимание авторы уделяют неформализованному знанию — предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает возможность увидеть фирму как живой организм, а не как машину для обработки информации. В связи с этим стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме.
Авторы: Ikujiro Nonaka, Хиротака Такеучи
Корпоративный сенсей
скачать книгу: Компания — создатель знания - Нонака Икуджиро
Компания — создатель знания -Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах -Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака |
Скачать - Книги - Учебники |
Год выпуска: 2011
Автор: Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака Жанр: Экономика Издательство: Олимп — Бизнес Формат: PDF Качество: OCR Количество страниц: 384 Описание: Перед вами — одна из важнейших книг о создании организационного знания. Ее выход на русском языке стал знаменательным событием: мы смогли познакомиться с работой, которая, без сомнения, относится к современной классике менеджмента. Ее вы найдете в любой солидной библиографии по управлению знаниями.
|
Последовательное чередование четырех процессов — социализация, экстернализация, комбинация, интернализация — создает спираль знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого Нонаки и Такеучи было введено понятие модели организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.
- создание новых знаний;
- использование имеющихся знаний при принятии решений;
- воплощение знаний в продуктах и услугах;
- передача существующих знаний из одной части организации в другую;
- обеспечение доступа к необходимым знаниям, а также защита знаний.
Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании.
В своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Б. З. Мильнер[7]. выделяет три основные компонента, входящие в состав системы управления знаний, а именно:
- человеческие;
- технологические;
- организационные.
Культура является важнейшей проблемой в сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности, уровень связей или изолированности в организации) создает или разрушает систему управления знаниями. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.
Технология не может одна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями, хотя и является очень важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий, ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материально-технической части, но и, главным образом, организационным моментам.
Структура организационных знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и, следовательно, конкурентной позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями основано на использовании уже рассмотренных процессов — создании, хранении, использовании и распространении знаний в рамках организации.
Таким образом, с точки зрения менеджмента знаний, суть фирмы заключается в ее потенциале создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на рынке. Иными словами, управление знаниями, интегрируя в себе множество различных дисциплин, таких как управление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяющей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.
Спираль знаний — это модель, предложенная Икуджио Нонака для объяснения того, как явные и неявные знания при создании (генерации нового) знаний взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования или способов поведения.
Обучающаяся организация — это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она гибко и адаптивно изменяется в ответ на новые знания и контекст ситуации. В ней люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в ней взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в ней люди постоянно учатся тому, как учиться вместе.
Обучающееся сообщество — это неформальная группа людей, без привязки к организационной структуре, совместно обсуждающая лучшие практики, различные вопросы или навыки, о которых группа стремится побольше узнать.
Карта знаний — это процесс идентификации знаний и умений, необходимый для продажи или выработки решения.
- База знаний
- Креативный класс
- Интеллектуальный капитал
- Лестница наук
- Менеджмент интеллектуальной собственности
- Нематериальные активы
- Социология знания
Системы управления содержанием
-
► Веб-форумы (20: 1 кат., 19 с.)
-
► Вики-движки (24: 2 кат., 22 с.)
П
-
[×] Программное обеспечение для хостинга изображений (3: 3 с.)
С
-
► Свободные системы управления сайтами (73: 3 кат., 70 с.)
-
[×] Системы ведения блогов (11: 11 с.)
-
[×] Системы управления содержанием, разработанные в России (10: 10 с.)
- Система управления веб-содержимым
- Система управления конференцией
- Веб-программирование
- Системы управления
Связанные темы |
Фолксономия · Библиотека 2.0 · Веб 2.0 · Ссылки · Информационная архитектура ·Управление знаниями · Коллективный интеллект · Тематические карты · Mindmapping ·Метаданные · Geotagging · Web science |
---|
Карт:
- Карт (машина) — простейший гоночный автомобиль без кузова.
- Карт (язычество) — языческий жрец у марийцев и в прошлом у других народов.
- CART — американский чемпионат автомобилей с открытыми колёсами.
Основная статья: Визуализация