СОЦИОЭКОНОМИКА
СОЦИОЭКОНОМИКА - Поиск 0 по запросу СОЦИОЭКОНОМИКА , СОЦИОНОМИКА
СТР. 2330
Социоэконо́мика — направление, основанное Амитаем Этциони,
развивается параллельно экономической социологии,
в основном опираясь на критику неоклассического подхода.
Этциони не отрицает неоклассическую парадигму,
но пытается включить её в деонтологическую парадигму, синтезировать их.
Неоклассическая парадигма является утилитарной (потребностной), рационалистической и индивидуалистской.
Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность
(максимально обеспечить свои потребности (maximize utility),
рационально выбирая лучшие средства для достижения своих целей.
Рациональные индивиды являются единицами, принимающими решения.
Сообщество, в той степени, в которой оно представлено в неоклассической парадигме,
часто рассматривается как сумма всех индивидуальных рациональных решений.
Этциони предлагает в своей работе иную межпарадигмальную схему (pattern)
Эгоистичное (self-oriented), рациональное поведение, «смоделированное» неоклассицистами,
возникает в контексте общества и личностной структуры. Они, в свою очередь, воспринимаются
не просто как отраженная сумма индивидуальных действий, но как сформированные,
в значительной степени, некими силами и динамикой,
которые коренным образом отличаются от тех, что приняты в неоклассической парадигме.
Другими словами, используемый здесь подход можно назвать со-определяющим (codetermination).
Он содержит в себе факторы,
которые определяют общество и личность наравне с неоклассическими факторами,
которые определяют рынки и рационально принимаемые решения.
Предлагаемая Этциони парадигма пытается описать тот контекст, в котором силы,
на которых фокусируется неоклассический подход, уже не действуют; контекст,
который ставит рамки этим силам и определяет направления их движения.
Неоклассическая парадигма дает представление о человеке,
который пытается максимально удовлетворить свои потребности
(будь то удовольствие, счастье, потребление или просто формальное чувство общей единой цели).
Этциони же предлагает рассматривать человека как имеющего по крайней мере
две базовые потребности
и два источника оценки: удовольствие и мораль.
Неоклассическое предположение о том,
что люди принимают решения рационально замещается предположением,
что люди обычно выбирают средства, не только цели,
в первую очередь на основе своих ценностных установок и эмоций.
И это касается не только социального поведения, но и экономического.
Основные работы
- A.Etzioni «The Moral Dimension. Toward A New Economics»
- A.Etzioni «Essays in Socio-Economics (Studies in Economic Ethics and Philosophy)»
Ссылки
Сайт Общества развития социоэкономики
Отраслевые понятия |
---|