Название страницы: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ |
Кластерный анализ (англ. cluster analysis) — многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы[1][2][3][4]. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя.
Большинство исследователей (см., напр., [5]) склоняются к тому, что впервые термин «кластерный анализ» (англ. cluster — гроздь, сгусток, пучок) был предложен математиком Р. Трионом[6]. Впоследствии возник ряд терминов, которые в настоящее время принято считать синонимами термина «кластерный анализ»: автоматическая классификация, ботриология.
Спектр применений кластерного анализа очень широк: его используют в археологии, медицине, психологии, химии, биологии,государственном управлении, филологии, антропологии, маркетинге, социологии и других дисциплинах. Однако универсальность применения привела к появлению большого количества несовместимых терминов, методов и подходов, затрудняющих однозначное использование и непротиворечивую интерпретацию кластерного анализа.
ПРИМЕНЕНИЕ
В информатике:
- Кластеризация результатов поиска — используется для «интеллектуальной» группировки результатов при поиске файлов, веб-сайтов, других объектов, предоставляяпользователю возможность быстрой навигации, выбора заведомо более релевантного подмножества и исключения заведомо менее релевантного — что может повысить юзабилити интерфейса по сравнению с выводом в виде простого сортированного по релевантности списка.
- Clusty — кластеризующая поисковая машина компании Vivísimo
- Nigma — российская поисковая система с автоматической кластеризацией результатов
- Quintura — визуальная кластеризация в виде облака ключевых слов
- Сегментация изображений (англ. image segmentation) — кластеризация может быть использована для разбиения цифрового изображения на отдельные области с целью обнаружения границ (англ. edge detection) или распознавания объектов.
- Интеллектуальный анализ данных (англ. data mining) — кластеризация в Data Mining приобретает ценность тогда, когда она выступает одним из этапов анализа данных, построения законченного аналитического решения. Аналитику часто легче выделить группы схожих объектов, изучить их особенности и построить для каждой группы отдельную модель, чем создавать одну общую модель для всех данных. Таким приемом постоянно пользуются в маркетинге, выделяя группы клиентов, покупателей, товаров и разрабатывая для каждой из них отдельную стратегию.
См. также:
MachineLearning.ru — профессиональный вики-ресурс,
посвященный машинному обучению и интеллектуальному анализу данных.
- Кластерный анализ
- Применение искусственного интеллекта
- Машинное обучение
- Алгоритмы интернет-поиска
- Математическая статистика