АКБАР
Категория: Синкретические религии — Википедия -
-ОТНОСИТСЯ К КАТЕГОРИИ- Категория: Религиозный синкретизм — Википедия
В Викисловаре есть статья«эклектика»
Экле́ктика, также эклекти́зм (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю») —
смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.
Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном.
- Эклектизм — направление в античной философии, соединяющее разнородные стили.
- Эклектика — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе в 1830—1890-е годы.
- Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов
или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий,
имеющих качественно иной смысл и назначение.
Эклекти́зм (от др.-греч. ἐκλέγω «избираю») — способ построения философской системы
путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем.
Этот термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон,
которого упоминает Диоген Лаэртский в конце своего введения в трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»[1].
Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму,
то есть к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем,
знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно,
после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение.
После Платона и Аристотеля эклектизм постепенно распространяется, пока, наконец, в александрийской философии не получает всеобщего признания.
То же самое замечается и в философии Вольфа по отношению к философии Лейбница.
В XIX веке эклектиками были Виктор Кузен и Жуффруа, старавшиеся сочетать принципы немецкого идеализма
с началами английского эмпиризма [1].
Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит «здравый смысл».
Хотя такое направление в философии и не выдерживает критики, это ещё не значит, что всякий эклектизм должен быть осуждаем.
Всякая система должна считаться с твёрдо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали.
Это хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что «все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают».
Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путём критики находить в них зерно истины, эклектизм, следовательно,
может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы[1].
Примечания
- ↑ Перейти к:1 2 3 Эклектизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература
- Радлов Э. Л.,. Эклектизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эклектизм
. Философская энциклопедия. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012
Синкрети́зм (лат. syncretismus, от греч. συγκρητισμός — «федерация критских городов»):
- нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении,
свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства
- система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий;
разновидность эклектизма, отождествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия;
это значение термина применяется к философским и религиозным учениям[1]
- Синкретизм (философия) — сочетание разнородных философских начал в одну систему без их объединения.
- Синкретизм (искусство) — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов.
- Синкретизм (лингвистика) — постоянное объединение в одной форме нескольких значений
или компонентов значения, разделённых между разными формами.
- Религиозный синкретизм — соединение разнородных вероучительных и культовых положений.
Примечания
- ↑ Толковый словарь Ушакова. Синкретизм
Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) —
соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии [1][2][3].
Этимология
Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх [4] для характеристики поведения критян,
примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности.
В эпоху Возрождения в положительном значении слияния различных идей (классического наследия с христианской теологией)
термин воспринялЭразм Роттердамский. В XVII веке синкретизмом называли идеи Георга Каликста по объединению христианских церквей,
между его сторонниками и оппонентами возник синкретический спор [en].
В дальнейшем в истории слово использовалось в различных контекстах[5].
Понятие религиозного синкретизма
Религиозный синкретизм — соединение разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера[6].
Понятие религиозного синкретизма аналогично понятию эклектизма в философии[6][7].
В религиоведении понятие религиозного синкретизма и границы его применения являются дискуссионным предметом[5]:
существует точка зрения, что в какой-то степени все религии являются синкретическими, поскольку в процессе возникновения
и развития испытали влияние других религий[8][9]. В качестве решения проводится дифференциация внутри понятия по различным признакам,
учитывается уровень синкретизма[10][11]. Встречаются разные мнения по вопросу синонимичности терминов «религиозный синкретизм»
и «двоеверие» (совмещение основной веры и элементов других верований)[12].
В настоящее время понятие может получать негативные или позитивные коннотации в зависимости от научной и религиозной традиции[9][5].
По мнению православныхбогословов, религиозный синкретизм как внешнее, неорганическое и искусственное соединение не имеет ясного очертания духовных основ,
либо не увязывается с содержанием привлекаемых фрагментов[13][2].
В публицистике термин «религиозный синкретизм» иногда употребляется в смысле религиозной всеядности[6].
Религиозный синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния
между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.
История
Религиозный синкретизм — общекультурное явление, известное на протяжении всей истории религии:
от первобытной эпохи[14] до современных новых религиозных движений, проявляется в сочетании разнородных вероучительных
и культовых положений разных религиозных традиций, обусловливая основы вероучения[2][8].
Исторически религиозный синкретизм имел широкое распространение в эллинистических религиях[en][2] и в государстве инков,
когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики.
В раннем Средневековье широкое распространение получило манихейство, впоследствии оказавшее влияние на средневековые синкретические ереси[15].
В новое и новейшее время появилось множество синкретических религий.
Из недавно возникших и получивших распространение религиозных течений, для которых характерен религиозный синкретизм:
Оомото-кё
Синкретическая религиозная философия
В религиоведении к религиозно-философскому синкретизму также относят мистические, оккультные, спиритуалистические
и прочие концепции[18], отличные от традиционных религиозных направлений.
Для данных концепций характерно объединение элементов различных религий, наряду с вненаучными и научными знаниями.
Примеры религиозно-философского синкретизма: александрийская философия[19], гностицизм, теософия,
включая теософию Блаватской, антропософиюРудольфа Штейнера, Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов[20][6].
На основе синкретических религиозно-философских учений могут возникать религиозные движения[21]:
так, на основе теософии Блаватской возникло свыше 100 эзотерических религиозных движений[22].
См. также
Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) —
соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии[1][2][3].