АКБАР
ОКОЛОАССОЦИАТИВНЫЕ РЯДЫ ("СИНОНИМИЧНОСТЬ"): Экле́ктика Синкрети́зм Квазирелигия ЭКУМЕНи́ЗМ
Дин-и иллахи ( религия великого монгола Акбара )
созданная могольским императором Акбаром Великим
в попытке объединить:
и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов —
и зороастризма.
Акбар надеялся, что созданная им религия устранит религиозное разделение между его подданными.[1]
Внимание и уважение к другим религиям всячески приветствовались при дворе Акбара.
Сам властитель учредил ибадат-хана (молитвенный дом) в Фатехпур-Сикри,
где представители различных школ религиозной мысли —
мусульмане,
индусы,
парсы,
джайны
и христиане —
участвовали в философских диспутах на различные темы.
Изучая разные религии император пришёл к выводу, что все они прославляют единого Бога,
и следовательно, религиозные распри не имеют никакого смысла
и никакая из религий не обладает монополией на истину.
Эта идея привела Акбара к созданию в 1581 году
новой синкретической религиозно-философской доктрины дин-и иллахи («божественной веры»).
Многие мусульманские священнослужители немедленно расценили её как богохульную (ширк).[2]
Новое религиозное течение распространилось лишь в придворных кругах.
Кроме самого императора, единственным, кто остался приверженцем новой религии до самой смерти,
был один из министров Акбара — Бирбал.
Во многом этому способствовало то, что дин-и иллахи представляла собой культ личности самого Акбара,
поскольку он решил, что является новым пророком
и призвал обновить ислам спустя 1000 лет после прихода Мухаммеда.
Также этому способствовало совпадение арабского слова «акбар»
в мусульманском возгласе «Аллаху акбар» («Слава Аллаху»)
с именем самого Акбара, который понимался, как «Бог есть Акбар».[3]
Главнокомандующий императорской армии раджа Ман Сингх отказался обратиться в новую религию,
утверждая, что признаёт только индуизм и ислам.
Дин-и-иллахи совмещала в себе мистицизм, философию и поклонение природе;
признавался Единый Бог, который открывал Себя в различных религиях, политеизм отвергался.
Вероучение восходит к теологическим представлениям
ислама,
индуизма,
христианства,
джайнизма
и, возможно, буддизма, к
ритически осмысляемых в свете рационального поиска истины.
В качестве киблы Акбар использовал Солнце, совершал возжигание неугасимого огня (влияние зороастризма),
носил брахманский шнур и индуистский знак на лбу.[4] При дворе Акбара была запрещена говядина.
Дин-и иллахи представляло собой более этическую, нежели религиозную систему.
Вожделение, чувственность, клевета и гордость рассматривались в ней как грехи,
а набожность, благоразумие, воздержание и доброта почитались как основные добродетели.
Из суфизма было заимствовано учение о том, что душа очищалась посредством жажды общения с Богом.
Целибат был допущен (как и в католичестве), и убийство животных было запрещено, как в джайнизме.
В религии Акбара не существовало собственных священных писаний или священнической иерархии.[5]
Дин-и иллахи обогатила мусульманский мир Индии переводами «Рамаяны», «Махабхараты» и Евангелия.
По указанию Акбара, историк Бадауни, будучи правоверным мусульманином, работал над переводом «Махабхараты».
Он сам уверовал в объединяющую религию о Едином Боге.
Дин-и иллахи ненадолго пережила своего основателя.[6]
Это религиозное движение, однако, никогда не насчитывало более чем 19 последователей.[1]
Примечания
- ↑ Перейти к:1 2 Britannica, 2013, an elite eclectic religious movement,
which never numbered more than 19 adherents, formulated by the Mughal emperor Akbar in the late 16th century ad.
- ↑ Britannica, 2013, Akbar is recorded by various conflicting sources as having affirmed allegiance to Islām and as having broken with Islām. His religion was generally regarded by his contemporaries as a Muslim innovation or a heretical doctrine;only two sources from his own time—both hostile—accuse him of trying to found a new religion. The influence and appeal of the Dīn-i Ilāhī were limited and did not survive Akbar, but they did trigger a strong orthodox reaction in Indian Islām.
- ↑ Britannica, 2013, In practice, however, the Dīn-i Ilāhī functioned as a personality cult contrived by Akbar around his own person. Members of the religion were handpicked by Akbar according to their devotion to him. Because the emperor styled himself a reformer of Islām, arriving on Earth almost 1,000 years after the Prophet Muḥammad, there was some suggestion that he wished to be acknowledged as a prophet also. The ambiguous use of formula prayers (common among the Ṣūfīs) such as Allāhu akbar, “God is most great,” or perhaps “God is Akbar,” hinted at a divine association as well.
- ↑ Britannica, 2013, In its ritual, it borrowed heavily from Zoroastrianism, making light (Sun and fire) an object of divine worship and reciting, as in Hinduism, the 1,000 Sanskrit names of the Sun.
- ↑ Britannica, 2013, The Dīn-i Ilāhī was essentially an ethical system, prohibiting such sins as lust, sensuality, slander, and pride and enjoining the virtues of piety, prudence, abstinence, and kindness. The soul was encouraged to purify itself through yearning for God (a tenet of Ṣūfism, Islāmic mysticism), celibacy was condoned (as in Catholicism), and the slaughter of animals was forbidden (as in Jainism).There were no sacred scriptures or a priestly hierarchy in the Dīn-i Ilāhī.
- ↑ Е. Ю. ВАНИНА «ПРОСВЕЩЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ» И «СОТОВАРИЩИ ИИСУСА».
ПЕРВЫЙ КОНТАКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ИНДИИ И ЗАПАДА
. — С. 45.
Литература