Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].
- 1 Проявления
- 2 Появление
- 3 Связь с другими понятиями
- 4 Особенности потребностей человека
- 5 Классификации потребностей человека
- 6 Философия
- 7 Примечания
- 8 Литература
Пирамида потребностей по Маслоу
Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[2].
Анализ потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — известная работа Абрахама Маслоу, известная под названием «Пирамида потребностей Маслоу» (1943). Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента[3].
- 1 Теория иерархии потребностей
- 2 Критика
- 3 Любопытные факты
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Аффилиация. В психологии, аффилиация (аффиляция) (от англ. affiliation«соединение, связь») — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это попадает под понятие аффилиация. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве и может нарушаться при в ситуациях, сопряжённых с тревогой, неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса.
Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрация.
Генри Мюррей в 1938 г. описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом:
«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам»— [Н. A. Murray], 1938, р. 83
В экономике под аффилиацией понимается присоединение к материнской компании в качестве отделения, филиала и т. п.