115 результатов в писке сайта- 12 страниц- 2 3 ... 11 12 »
Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями[1]. Человеческие общества характеризуются моделью социальных отношений между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию ( Имеется сайт:
- Социальная стратификация- (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Одно из основных понятий социологии.
Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности индивидов, хотя сами по себе индивиды, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в специальном, социологическом понимании общества, а остаются всё теми же индивидами, включёнными в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности[источник не указан 663 дня]. Однако в широком значении — они могут представлять собой различные виды обществ, например, добровольное спортивное общество, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества (социальные организации и объединения)[2].
Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда.
Общество можно характеризовать
по многим признакам: например по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; поспособу производства и т. д.[3]
Общество, в широком смысле,- это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.
Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества), ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций.
Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу. Социологический реляционизм рассматривает общество через взаимоотнесённость всех элементов и их взаимно обосновывающую значимость внутри определённой системы, существенные только для определённого исторического типа бытия, при изменении которого меняется и сама система[4]. Такое определение реляционизма даёт К. Маннгейм в «Идеологии и утопии» (1929). Общество в реляционистской трактовке — это relationibus inter res (отношения между вещами).
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей»[5]. В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности людей — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.
Общество как объект исследования
2 Парадигмы интерпретации общества
4 Признаки общества, характеризующие его как социальную систему
5 Закрытое и открытое общество
7 Общество в литературе и кино
- Родовое общество
- Астахов М. В. Основы системного понимания исторического процесса
- Гиперболический рост в живой природе и обществе
- Луков Вал. А. Процветание общества в свете развития гуманитарного знания
- Национальная социологическая энциклопедия
- Семёнов Ю. И. Общество: теоретический анализ понятия
- Социальная структура общества и её динамика
- Общество в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
- Общество в Open Encyclopedia Project (сайт- англ.) -
pen-site.org/International/Russian/ - страница не рабочая